18 ошибок, через которые погибают стартапы

Известный программист и предприниматель Пол Грэхем, который еще в 1995-м году создал первую в интернете интерактивную веб-приложение, дает советы по созданию интернет-стартапов. Точнее, это предостережение об ошибках, которых следует избегать.
 
1. Единственный учредитель. Существует очень мало успешных стартапов, которые были созданы одним человеком. Ведь один основатель - это значит, что у него не нашлось единомышленников даже из числа друзей. Довольно тревожный звоночек.

2. Плохое географическое положение. В каждой стране есть места, которые лучше подходят для ИТ-стартапов. В Америке - Кремниевая долина, Бостон, Сиэтл, Остин, Денвер и Нью-Йорк. В России - Москва. В Украине - Киев.

3. Маргинальная ниша. Многие стартапов делают похожую ошибку, они выбирают слишком узкую тематическую нишу, надеясь избежать конкуренции. Это не лучшая стратегия, которую можно объяснить разве что страхом.

4. Подражание идеи. Многие стартапов по сути является лишь имитацией компании, которая уже существует. Если же обратить внимание на успешные стартапы, становится понятно, что они никого не копировали, а просто пытались решить определенную проблему.

5. Упрямство. Стартапы не терпят упрямства. Они больше похожи на научный эксперимент, когда вы изменяете свое поведение в зависимости от текущих результатов.

6. Плохие программисты. Эти друзья потеряли не один стартап. Поэтому в идеале основатель стартапа сам должен быть программистом. В таком случае он не позволит другим потерять свое детище.

7. Неправильная платформа. Во время первой "мыльного пузыря доткомов" много стартапов "полетели" поскольку базировались на платформе Windows. Не лучше было и с Java-апплетами.

8. Медленный старт.
Программисты знают, что последние 10-15% проекта всегда самые сложные. Поэтому не стоит затягивать запуск.

9. Преждевременный старт. Конечно, затягивание процесса убило в сотни раз больше стартапов, чем спешка, но и он может оказаться смертельным для вашего бизнеса. Здесь проблема и в том, что вы рискуете репутацией. Если первым пользователям система не понравится, то последующие могут и не прийти.

10. Отсутствие конкретного пользователя. Вы сможете создать сервис, который понравится пользователям только если вы знаете своего пользователя. Успешные стартапы обычно создаются прежде всего для себя. Но если вы хотите работать для других, то следует очень четко понимать, для кого.

11. Слишком маленькие инвестиции. Каждый стартап в начале его существования не приносит никакой прибыли. Но если не вложить в него достаточных средств, то он так никогда этой прибыли и не принесет.

12. Слишком большие затраты. Классический способ потратить деньги - нанять как можно больше народу. Здесь можно посоветовать рассчитываться с сотрудниками не деньгами, а долей собственности. Это убьет двух зайцев - сократит расходы и повысит лояльность персонала.

13. Слишком большие инвестиции. Избыток финансов, как и их недостаток, также может вызвать негативный эффект. Инвесторы вмешиваются в процесс управления компанией и требуют возврата инвестиций.

14. Неправильное общение с инвесторами. Их можно просто игнорировать, как будто "надоедливых мух", но если инвесторы получат "золотую акцию", то они де-факто окажутся у руля компании. Это также может привести к "смерти" бизнеса.

15. Деньги вместо пользователей. Основателям стартапов всегда приходится искать компромисс между желаниями пользователей и потребностями бизнес-модели. Совет такой: на первом этапе развития бизнеса вообще не думайте о бизнес-модель. Думайте только о потребностях пользователей.

16. Нежелание пачкать руки. Почти каждый программист с большей радостью заниматься любимым делом - программировать с зарплату только бы не лезть в грязный бизнес. Лучше отдать бизнес в чьи другие руки. Даже Ларри Пейдж и Сергей Брин, когда разработали замечательный поисковый алгоритм, как настоящие программисты, сначала хотели его кому продать. Но потом они сумели убедить себя и основали компанию Google.

17. Конфликты между учредителями. Такие конфликты происходят очень часто и в результате один из основателей может даже покинуть компанию. Бывает, что после этого дальнейшее развитие стартапа становится невозможным. Поэтому совет: не стоит начинать бизнес с человеком, который вам неприятен.

18. Развитие вполсилы. Очень трудно достичь максимального успеха, если основатели компании не отдают своему детищу все свое время. Если они, например, занимаются этим проектом вечером после работы. Большинство основателей стартапов, которые провалились, не освобождались из своей основной работы. Причина в том, что они с самого начала не верили в успех своего дела.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Программирование в Эстонии начнут преподавать с первого класса

Число пользователей ICQ сократилось на 30% за год